Однажды у Игоря Курчатова украли шляпу 👒
Причём модную. Фетровую, с чудной такой муаровой ленточкой. Произошло это в Баку, где в середине 1920-х годов Игорь Васильевич работал ассистентом кафедры физики в политехническом институте.
Будучи принят на работу в институт, Курчатов приоделся – зарплата ассистента считалась неплохой и позволила приобрести не только ту шляпу, но еще и костюм и плащ. Последним штрихом стал галстук-бабочка. Игорь Васильевич выглядел еще тем франтом. Одетый по последней моде, он забыл про застиранную толстовку и ношеные брюки, в которых приехал в нефтяную столицу СССР (кстати, вообще без головного убора). На кафедре Курчатов задерживался допоздна. Однажды, покидая институт уже ближе к полуночи, он обнаружил пропажу шляпы. И весьма, нужно сказать, расстроился – уж очень та ему полюбилась.
В ближайший выходной Курчатов отправился на знаменитую бакинскую барахолку в уголовно-торгашеском районе, известном под названием Кубинка. С целью, так сказать, шопинга. А продавали там, среди всего вообразимого и невообразимого ассортимента, головные уборы на любой вкус – от строгих матерчатых «наркомовских» фуражечек и красноармейских буденовок до легкомысленных соломенных канотье. Канотье Игорю Васильевичу были неинтересны – он искал шляпу типа своей. И нашел не то что типа, а ту самую. Ее пытался сбыть с рук знакомый студент политеха. Возникла немая сцена, и незадачливый воришка впал в форменное оцепенение – как кролик перед удавом. В голове у бедняги рисовались картины одна страшнее другой: исключение из вуза и комсомола, позорный суд, может, и тюрьма – словом, сломанная по глупости жизнь.
Курчатов, однако, и бровью не повел, спросив только: «Почем продаешь?» Студент, одетый чуть лучше, чем беспризорник, ватным языком назвал сумму гораздо меньшую, чем новенькая еще шляпа стоила на самом деле. Он уже был готов к тому, что ассистент вызовет милицию. Хотя, нужно сказать, на Кубинке она во все времена появлялась не слишком часто. Курчатов, не произнеся более ни слова, отсчитал студенту запрошенные им три серебряных рубля образца 1924 года с рабочим и крестьянином, надел шляпу и был таков.
Студент, окончив институт, стал толковым инженером, прошёл Великую Отечественную войну, работал в науке и никогда уже не встречался с Курчатовым. Разумеется, интеллигентный и очень порядочный человек, тот бакинец больше ничего и ни у кого не крал. И рассказывал эту историю только самым близким людям, отзываясь об Игоре Васильевиче очень уважительно.
Источник: Газета «Страна Росатом»
