При поддержке компании «НОВАТЭК» в Московском музее современного искусства 3 июня открылась выставка Бориса Мессерера «Калейдоскоп времени».
Борис Асафович Мессерер — сценограф, живописец, график, уже около 70 лет синтезирующий свои художественные поиски и индивидуальный стиль в самых разнообразных жанрах — от сценографии до книжной иллюстрации. В экспозицию вошло более 150 работ, демонстрирующих многообразие творческих методов мастера и охватывающих период с конца 1950-х по 2020-е гг.: макеты оформления театральных постановок, инсталляции, акварели, офорты, живопись, ранние образцы которой стали ключевой составляющей выставки.
Название выставки «Калейдоскоп времени» отражает как характер, так и суть представленных работ мастера. Произведения, задействованные в проекте, вместе образуют тот горизонт творчества, который позволяет увидеть многообразность, вариативность и развитие тех или иных пластических и формообразующих черт в многолетней ретроспективе, а на примере новых работ, созданных Борисом Асафовичем, подтвердить верность автора своему художественному языку.
В работах запечатлено время и его дух от десятилетия к десятилетию – будь то портреты современников 1960-х, или уклад мастерской, ставшей неформальным культурным центром в 1970-е, или поздние поэтические акварельные пейзажи 2000-2010-х с видами Тарусы, с которой автор так крепко связан вот уже десятилетия. Выставка стала калейдоскопом, который собрал в одном пространстве большой путь художника и открыл широкому зрителю малоизвестные, самые далекие от дня сегодняшнего, но чрезвычайно яркие и значимые годы его творческого пути.
Творческая многогранность Бориса Мессерера была предопределена семьей и ее кругом: его отец — артист балета, балетмейстер Асаф Мессерер, мать Анель Судакевич — актриса немого кино, художница по костюмам, двоюродная сестра — балерина Майя Плисецкая. Среди тех, кто окружал с детства будущего художника, были люди театра, балета, кино. Поле синтеза искусств не могло не оказать влияния на формирование личности и видение художника, его способ отображения реальности и ее художественной «сборки».
Центр экспозиции — ранние работы автора конца 1950-х–1960-х гг., период смелых новаторских поисков на опасном в то время поле неофициального нонконформистского искусства. Основные сюжеты этих холстов – натюрморты с простыми бытовыми предметами, портреты друзей и близких, скромные интерьеры, пейзажи. Особая выразительность этих образов достигается свободой художественных приемов, минимализмом и лаконичностью изобразительного языка. Совсем в ином духе созданы масштабные абстрактные композиции следующего раздела выставки, призванного погрузить зрителя в «калейдоскопический» зал цвета, формы и времени: самые ранние абстракции были выполнены мастером в 1960 году, а самые поздние — в 2020.
Важнейшая часть творческого пути Бориса Мессерера связана с театром. Макеты декораций и холсты со сценами из постановок собраны в едином пространстве, образуя своеобразный синтез из избранных театральных работ, неизменно пронизанных авторской линией.
О художнике
Борис Асафович Мессерер родился в Москве 15 марта 1933 года. Юные годы художника проходили не только в Москве, но и в Поленове и Тарусе – их художник считает своей малой родиной и сохраняет любовь к этому дорогому для него и одухотворенному пространству всю жизнь.
В 1956 году Борис Асафович окончил Архитектурный институт, одновременно с обучением посещал мастерскую А.В. Фонвизина, где осваивал акварельную технику. Важным этапом его творческой карьеры стала работа над панно «Москва» для советского павильона Всемирной промышленной выставки в Брюсселе. В 1960 году оформил свой первый спектакль — «Третье желание» по В. Блажеку в театре «Современник». В 1963 году — дебютировал как сценограф Большого театра, оформив балет «Подпоручик Киже» на музыку Сергея Прокофьева. Активно сотрудничал с крупнейшими российскими и зарубежными режиссерами разных поколений, с 1990 до 1997 гг. — главный художник МХАТа имени А.П. Чехова. Борис Мессерер много работал в области книжной графики, сотрудничал с издательствами («Искусство», «Советский писатель», «ВТО», «Политиздат», «Советская музыка»), оформлял самиздатовский альманах «Метрополь». Борис Мессерер — академик и член президиума Российской академии художеств, обладатель Серебряной и Золотой медалей РАХ и ордена «За служение искусству» (2013). Живет и работает в Москве.
Выставка продлится до 31 августа 2025 года в ММОМА на Гоголевском.








