ВАХТА ПАМЯТИ ВОЗВРАЩАЕТ ИМЕНА
Волонтеры Поискового движения России ищут и устанавливают имена погибших во время Великой Отечественной войны бойцов и командиров Красной армии. В движение вовлечено более 45 тысяч человек по всей стране, за годы работы возвращено более двенадцати тысяч имен.
Первая Вахта памяти — поиск и захоронение пропавших без вести во время Великой Отечественной войны — состоялась в 1989 году возле деревни Мясной Бор Новгородской области, где в 1942 году десятки тысяч бойцов Второй ударной армии погибли прорываясь из окружения. В 1993 году волонтерские поисковые отряды постановлением правительства Российской Федерации обрели официальный статус, а начиная с 2006 года под эгидой Минобороны стартовал интернет-проект «Объединенный банк данных “Мемориал”», куда заносят данные, полученные в результате поисковой работы.
Волонтеры из компаний и дочерних обществ «Газпрома» — активные участники поискового движения. Они участвуют в поиске павших в Ленинградской, Тверской, Курской, Калужской, Московской и других областях. Газовики Оренбурга, Ямбурга, Югры и Казани выезжают в Крым, на места боев под Ржевом и на полуостров Рыбачий в Мурманской области. Работники компании «Газпром трансгаз Москва» проводят «Вахту памяти» в Липецкой области, поисковый отряд «Горячий снег», сформированный из сотрудников «Газпром трансгаз Волгоград», — в Волгоградской области, отряд «Феникс», курируемый «Газпром добыча Надым» — под Псковом. Работники «Газпром флота» участвовали в поисковых операциях в Ленинградской области, где были найдены разрушенные памятники на братской могиле воинов Красной армии, а также доты. В «Газпром межрегионгазе» при поддержке профсоюза также создан поисковый отряд «Пламя». Поисковики открывают неизвестные страницы истории Великой Отечественной войны в Краснодарском крае и на месте проведения Маньчжурской операции на Дальнем Востоке.
Нередко военные находки делают даже не поисковики, а строители — при прокладке газопроводов и возведении других объектов инфраструктуры. Компания «Газпром инвест» даже готовит выставку, рассказывающую о деятельности поисковых отрядов «Газпрома» и работе компании по восстановлению имен павших героев. На выставке в том числе будут представлены военные артефакты, найденные и строителями, и поисковиками-волонтерами «Газпром инвест» поддерживает три поисковых отряда. Мы поговорили с сотрудником компании, поисковиком со стажем Владимиром Заботкиным, о том, зачем он этим занимается, и о самых запомнившихся случаях из его волонтерской практики.
🔹Поиски как часть жизни
— Поисковой работой я занимаюсь 25 лет, — говорит Владимир Заботкин, — в этом году юбилей. Пришел в поисковый отряд курсантом Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, в 2006 году стал командиром отряда, потом перешел в отряд «Ленинград» Суворовского военного училища МВД, и сейчас я в нем заместитель командира.
🔹 Первый поисковый поход
В 17 лет я приехал в Санкт-Петербург, поступил в академию и решил записаться в поисковый отряд «Космос». В 2000 году отряд работал в деревне Мясной Бор Новгородской области. Это место гибели 2-й ударной армии. В первый вечер мы, совсем еще дети, выходили из леса, и кто-то задел кочку лопатой, срезал ее, а под кочкой — каска и погибший человек. Тогда я еще представить себе не мог, как много погибших лежат в этих лесах.
🔹 Поисковый лагерь
Поисковый лагерь у нас состоит из двух отрядов — «Урицк» от Университета МВД и «Ленинград» от Суворовского военного училища МВД. Собирается около 50 человек, есть гражданские люди, есть в погонах, но все мы движимы одной целью — найти и установить имена погибших солдат и офицеров РККА. Основной инструмент поисковиков — металлодетекторы, щупы и лопаты. Успех поиска зависит от знания мест, где проходили боевые действия, удачи, снаряжения и профессионализма. В прошлом году мы подняли останки 43 человек на Синявинских высотах, но, к сожалению, идентифицировать их не удалось. А в позапрошлом подняли 15 человек, и четверо из них оказались с медальонами. На сегодня найдены родственники двух красноармейцев.
🔹 Солдатские медальоны
C медальонами арифметика такова: на сто найденных солдат всего десять медальонов. Это связано с тем, что в октябре 1941 года были введены красноармейские книжки, а в ноябре 1942 года вышел приказ НКО № 376 «О снятии медальонов со снабжения Красной армии», и фактически все, кто погиб после 1942 года, в том числе и при прорыве блокады Ленинграда, все они безымянные. Через меня и моих коллег прошло много медальонов, не один десяток, и лишь один медальон был незаполненный.
Для того чтобы развернуть медальон, необходимы определенные навыки, бумага пролежала в капсуле 80 лет, иногда испорчена грибком, а иногда чернила или химический карандаш растворяются на бумаге, тогда для прочтения имени и фамилии в медальоне необходимы навыки использования графических редакторов, и приходится буквально восстанавливать данные по буквам. Мы расшифровываем такие медальоны, и через некоторое время находим родственников. Иногда находим просто записки в гильзе или в пенальчике для протирки противогаза. Такие записки солдаты делали, чтобы в случае гибели похоронные команды или сослуживцы могли сообщить родным о гибели. В этом году мы нашли родственников двух погибших воинов, и они очень обрадовались нашему известию. Весной приедут на место погребения. Есть медальоны, по которым мы не можем найти родственников уже не один год, а есть медальон, найденный еще в 2010 году.
🔹 Возвращение памяти
Последние 15 лет мы работаем на Синявинских высотах в Ленинградской области. У нас были выезды на хребет Мустатунтури, полуостров Рыбачий, это Мурманская область, и там шли тяжелые бои в сопках. Ездили в село Алакуртти, это Кандалакшский район. Бывали под Лугой и Кингисеппом. Иногда и музеи обращаются к нам за помощью, мы передаем им найденные вещи. Но наша задача — в первую очередь, как мы говорим, «поднимать» бойцов, которых убило взрывом или выстрелом и они пролежали в земле 80 лет. Найденные медальоны публикуются РОМО Объединение «Отечество» города Казань, которое возглавляет Александр Коноплев, — они выпускают уникальные книги «Имена из солдатских медальонов». Несколько лет назад мы нашли человека с медальоном, а в базе «Мемориала» записано, что он убит и захоронен, координаты и список из 29 захороненных в этом месте. Мы нашли щупами каждого захороненного, но приняли решение не трогать захоронение, сообщили о находке местной администрации. Администрация занялась официальным оформлением мемориала, а мы в рамках проекта «Газпром инвест» «Строим будущее, помним прошлое» установили памятный камень, выбили на нем все установленные фамилии и сейчас ведем поиск родственников, чтобы сообщить, где лежит чей-то дед и прадед.
🔹 Работа в архивах
В 2000-е годы я постоянно ездил в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации в Подольск под Москвой, работал там с журналами боевых действий, со списками безвозвратных потерь, с формулярами полков и дивизий, но сейчас архив цифровизирован, есть обобщенный банк данных «Мемориал», есть поисковая система «Память народа», и можно вести поиск удаленно. Вот если есть задача найти конкретного человека или следы конкретного подразделения — тогда, конечно, нужно ехать в архив.
🔹 Вахта памяти
В канун 9 Мая я провожу экскурсии для коллег из компании «Газпром инвест» по Синявинским высотам. Это трагичные и мужественные страницы битвы за Ленинград. И мы должны это помнить. После экскурсии мы едем в поисковый лагерь, коллеги знакомятся с деталями поисковой работы. Всю весну я провожу в отряде — в этом моя внутренняя потребность. Даже Парад Победы видел всего лишь один раз и один раз участвовал. Привык встречать 9 Мая на Вахте памяти в лесах.