Первооткрыватель турбореактивного направления
Еще до войны Архип Люлька испытал турбореактивный двигатель с осевым компрессором, а с 1943 года продолжил над ним работу. В 1946-м конструктор возглавил созданное для разработки турбореактивных двигателей ОКБ-165.
В 1947 году первый полетный вариант двигателя под названием ТР-1 успешно прошел 20-часовые испытания, а Архип Люлька был награжден орденом Ленина.
В последующие годы он стал автором турбореактивных двигателей четырех поколений: ТР-2, АЛ-3, АЛ-5, АЛ-7, АЛ-7Ф, АЛ-21Ф, АЛ-31Ф — и их модификаций для самолетов конструкции Сухого, Ильюшина, Бериева, Туполева, Микояна, Лавочкина.
Созданное Люлькой КБ теперь носит имя великого основателя. ОКБ им. Архипа Люльки сегодня — филиал ОДК-УМПО (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) и продолжает разрабатывать современные двигатели.
- Рубрики
- Промышленность