Вкусную шарлотку и Международную космическую станцию, на первый взгляд, ничего не объединяет. Однако кое-что общее у них есть.
Сначала предыстория! 250 лет назад Джозеф Пристли, английский философ, священник и естествоиспытатель, совмещал служение в церкви с опытами в физике и химии. Он-то и открыл «щелочной воздух» — тот самый газ, без которого сейчас не обойтись ни в быту, ни в промышленности. Нам он известен под названием аммиак.
Сегодня аммиак используется для производства минеральных удобрений, красителей, нашатырного спирта и многих других вещей, например пищевой соды, которая у каждого припасена на кухне — как раз для приготовления выпечки.
В жидком виде аммиак очень «прожорлив» и поглощает большое количество теплоты во время испарения, потому полезен в холодильных установках. Даже в космосе ему нашлась работа: на Международной космической станции аммиак используется в системе охлаждения.
В нашей стране одним из производителей аммиака является «Газпром нефтехим Салават». Колонна синтеза аммиака — настоящее сердце газохимического завода. В качестве исходного сырья используют природный газ, а технология производства аммиака — одна из самых сложных на заводе.
Вот такую «карьеру» сделал «щелочной воздух» за два с половиной века — от лабораторного открытия до продукта, востребованного в самых разных отраслях. И все это благодаря научной и инженерной мысли.