«Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — «Ачимовская». Так могло бы звучать объявление на ветке метро, если бы ее проложили между залежами на газовых месторождениях.
Предлагаем немного пофантазировать и отправиться в путешествие в недра Земли. В «поездке» разберемся, как же выглядят газовые залежи и, конечно, насколько глубоко они находятся.
Залежами называют места скопления полезных ископаемых. Каждая из них особенная: имеет свои строение, глубину, пластовое давление и температуру. Именно здесь «прячется» природный газ. При этом залежи — вовсе не пустые «пещеры» под землей. Это сплошная порода! А природный газ заключен в ней в мельчайших порах.
Основные продуктивные залежи образовались в меловой период мезозойской эры (145-65 млн лет назад!). И обозначают их в основном по тому ярусу мелового периода, в котором они расположены. Названия самих ярусов имеют французские корни и появились в эпоху геологических открытий XIX века — тогда ученые подробно описали горные породы (и еще нашли динозавров). Например, породы сенонского надъяруса впервые были изучены в районе города Санс (или по-латыни Senones), в честь которого надъярус в итоге и получил свое название.
Итак, наш поезд движется сверху вниз. Первая станция — «Сенонская». Минимальная глубина залегания — 500 метров. По меркам газодобычи — совсем рядом. Однако сенонские залежи очень сложны для разработки из-за входящих в их состав глин с низкой проницаемостью (т. е. способностью проводить газ). Крупная по площади сенонская залежь в активах «Газпрома» открыта на Медвежьем месторождении.
Двигаемся дальше — станция «Туронская». Названа в честь города Тур. Эти залежи расположены на глубине около 800 метров. Добычу туронского газа, так же как и сенонского, осложняют низкая проницаемость пород, их неоднородность и низкая пластовая температура. Мы первыми в России начали добывать туронский газ в 2011 году на Южно-Русском месторождении.
Ниже, на глубине более 1 километра, находится станция «Сеноманская». Название происходит от латинского названия города Ле-Ман — Cenomanum. Главная особенность сеномана — относительно простое геологическое строение и уникальные запасы. В отечественной истории развитие масштабной добычи газа связано именно с сеноманскими залежами, и сегодня этот газ составляет большую часть от общего объема добываемого в России.
Едем дальше: предпоследняя станция ветки — «Валанжинская». Названием залежи обязаны швейцарскому замку Валанжин. Они расположены на глубине 1700–3200 метров, а их главная особенность — высокое содержание этана, пропана и газового конденсата — востребованных компонентов для разных отраслей промышленности. Мы ведем разработку валанжинских залежей на ряде месторождений, например на Заполярном, Уренгойском и Ямбургском.
Станция «Ачимовская» — конечная. На глубине около 4 километров располагаются ачимовские залежи. Названы они не по геологическому ярусу, а в честь села Ачимово в Тюменской области. Автор названия — выдающийся российский ученый Фабиан Гурари, который одним из первых начал изучение этих залежей. Ачимовку характеризуют высочайшая пластовая температура (порядка 100 °C), аномально высокое пластовое давление (более 600 атмосфер) и низкая проницаемость пород.
Природный газ, а также газовый конденсат с такой глубины — важный источник сырья для производства пластиков, каучука, удобрений, метанола и других нужных продуктов переработки. Ачимовка — это дополнительный плюс в углеводородную копилку страны. Добыча здесь требует сложнейших технологических решений. Сегодня «Газпром» ведет разработку ачимовских залежей на Уренгойском месторождении.
Вот мы с вами и промчали по ветке основных газовых залежей. Надеемся, вам понравилась поездка!
Станций здесь так много благодаря работе ученых и инженеров. Они разрабатывают и внедряют новые технологии, чтобы еще многие поколения были обеспечены надежным источником энергии.
#открытаянаука