#Иван_Лизан#КВ_Статьи
Какова цена цифрового прогресса. На этот вопрос пытается ответить Иван Лизан, руководитель аналитического бюро "Сонар - 2050"
Цена цифрового прогресса
Тайваньское издание Commercial Times (https://www.ctee.com.tw/news/20241004700052-439901) подсчитало стоимость освоения новых техпроцессов при производстве полупроводниковой продукции.
• 16-нм — 1,1 млн долларов.
• 3-нм — 4–5 млрд долларов плюс строительство нового завода стоимостью от 15 до 20 млрд долларов.
Как следствие, 2-нм техпроцесс уже потребовал от TSMC колоссальных затрат, и компания заявила, что повысит в 2 раза стоимость кремниевой пластины до 30 тыс. долларов по сравнению с пластинами по 3-нм техпроцессу. А завод для производства 50 тыс. 300-мм пластин обойдётся уже в 28 млрд долларов.
И всё это наталкивает на ряд размышлений/наблюдений.
Во-первых, в масштабе всего мира хватает одного Тайваня с TSMC в роли контрактного производителя чипов по тонким техпроцессам. При деглобализации — она происходит на наших глазах — мир будет делиться на технологические зоны, которые меньше глобального рынка. Следовательно, в этих технологических зонах освоение 2-нм будет стоить ещё дороже.
Во-вторых, суперсовременная и супермощная электроника будет дорожать вне зависимости от уровня долларовой инфляции, соотношения рубля к иностранным валютам, санкций и аппетитов менеджеров цифровых ТНК, ставших заложниками финансовых отчётов. Просто освоение тонкого техпроцесса даётся с ещё большим трудом и ещё большими затратами. При этом нам неизвестен процент выхода годных чипов — на таких техпроцессах запредельное количество брака. Только на разработку 2-нм чипа с нуля придётся потратить 725 млн долларов, что является запредельной суммой не только для российских компаний. И первыми этот рост на себе ощутят любители продукции от Apple — она любит тонкие техпроцессы. А остальные будут делать чиплеты, компонуя в одной упаковке чипы, изготовленные по разным техпроцессам.
В-третьих, непонятно зачем обычному человеку такие вычислительные мощности. Для ежедневных сценариев использования хватает электроники с техпроцессами, измеряемыми двузначными цифрами. Всё, что тоньше — результат навязываемого нам спроса. Игровые издатели превратили свои проекты в ААА-блокбастеры не заморачиваются над оптимизацией игр, а их продукты уже давно являются примером примата формы (локаций) над содержанием (геймплей и сюжет). Разработчики мобильного ПО превратили свои программы в медлительные и жирные супераппы, где под одной оболочкой собраны десятки невостребованных 90% пользователей сервисов. Поэтому рост вычислительных мощностей нивелируется кривой (или и вовсе отсутствующей) оптимизацией ПО.
Таким образом, индустрия вошла в фазу роста ради роста. Какое-то время она ещё сможет развиваться в этой парадигме, но рано или поздно тупик станет очевиден. И никакой ИИ с опорой на нейронные блоки в CPU, чья задача — шпионить за пользователем, деля скриншоты его работы (Windows 11), или определять людей на фотографиях в галерее (Emotion UI от Huawei) не помогут в поиске пути выхода из этого тупика.
А нам, простым смертным, при желании купить что-то запредельно дорогое с тонкими нанометрами, необходимо одёргивать себя, задавая вопрос о том, не переплачиваем ли мы за то, что нам навязали.
канал Ивана Лизана https://t.me/ivan_lizan
- Рубрики
- Осторожно, cоциальные сети!