Рубрик
Вышневолоцкая водная система С давних времен существовал водный путь “из варяг в греки”, соединяющий север и юг европейской части России. Его особенностью было использование волоков – специально оборудованных участков для перетаскивания судов по суше. Волоки очень сильно ограничивали размеры судов и в целом крайне затрудняли функционирование всей системы, но многие годы для решения этой проблемы ничего не делалось. Все изменилось после основания Санкт-Петербурга. В новую столицу устремился поток грузов, перевезти которые иначе как водным транспортом было затруднительно. В итоге в 1703 году Петр I подписал указ о строительстве водной системы, соединяющей бассейны Невы и Волги. Место для соединения выбрали в современной Тверской области, на месте древнего волока, у которого располагался город Вышний Волочок. Он и дал название первой в России водной системы. Концепция водной системы подразумевала соединение каналом рек Цны и Тверцы. В свою очередь, из Цны корабли попадали в реку Мсту, из нее через озеро Ильмень – в реку Волхов и далее через Ладожское озеро в Неву. Из Тверцы же корабли могли попасть непосредственно в Волгу. Строительство канала длиной 2,8 км с двумя шлюзами, спроектированной голландскими мастерами, было завершено в 1908 году. Довольно быстро выяснилось, что система спроектирована неправильно, шлюзы не обеспечивали необходимый для прохода судов подпор, большую проблему составляли пороги на Мсте, где разбивались многие суда. В результате всего через 10 лет система пришла в полную негодность. В 1719 году по новому указу Петра I система была передана в коцессию новгородскому купцу Михаилу Сердюкову, который всего за три года провел ее реконструкцию и вернул в судоходное состояние. Было построено Вышневолоцкое водохранилище (одно из старейших в России), обеспечившее питание канала водой, сооружен Мстинский канал для обхода наиболее опасных порогов, и ряд других сооружений. В последующем система (в 1774 году перешедшая от наследников Сердюкова к государству) неоднократно модернизировалась – создавались новые небольшие водохранилища, строились новые шлюзы, каналы и плотины, расчищались пороги на Мсте. В 1780-1790-х годах деревянные шлюзы были заменены на каменные. Вышневолоцкая система работала, по современным представлениям, очень своеобразно. Во-первых, она функционировала в одностороннем режиме, пропуская корабли из Волги по направлению к Санкт-Петербургу, поскольку пороги на Мсте препятствовали движению судов вверх по течению. Под габарит системы строились специальные одноразовые суда, которые после прибытия в Санкт-Петербург сначала использовались как склады для привезенных ими грузов, а затем разбирались на дрова. Во-вторых, дефицит воды приводил к тому, что система работала в периодическом режиме, используя караванную систему проводки судов. Караванов было три - весенний, летний и осенний. При этом маловодные годы осенний караван часто не успевал пройти систему и оставался в ней на зимовке. Путь от Твери до Санкт-Петербурга занимал 57-71 день. В период максимального развития системы в 1820-1850-х годах через нее ежегодно проходило более 4000 судов. Смертельный удар Вышневолоцкой системе нанесло строительство Рыбинско-Бологовской железной дороги, введенной в эксплуатацию в 1871 году. Грузы по ней доставлялись за неделю, причем в обе стороны, да к тому же и значительно дешевле. В результате за 3-4 года судоходство по системе сократилось до минимума, а в 1893 году полностью прекратилось. Второе рождение система обрела в советское время, но уже не как транспортная, а как водохозяйственная. В 1944-1951 годах было реконструировано Вышневолоцкое водохранилище, в результате чего его площадь возросла почти вдвое, был построен Ново-Тверецкий канал и две маленькие гидроэлектростанции, Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская. Существовал проект возведения на Мсте и Тверце целого каскада гидроэлектростанций, но он не был реализован. Сегодня единственная задача водной системы – обводнение верховьев Волги. #гидротехника
1 фото
Вышневолоцкая водная система С давних времен существовал водный путь “из варяг в греки”, соединяющий север и юг европейской части России
Рубрики
Топливно-энергетический комплекс