Ровно 90 лет назад три самолета приземлились в Чукотском море прямо на льдину. Их там очень ждали: последние шесть человек из большой экспедиции парохода «Челюскин» готовились вернуться домой. Несколько месяцев после гибели судна 104 человека провели среди льдов вдали от берега. Но, как и подобает настоящим героям, без дела не сидели и не отчаивались: на льдине разбили лагерь и даже построили импровизированный аэродром. Сюда-то и приземлялись отважные летчики. Вместе с окончанием спасательной операции завершилась и легендарная экспедиция по Северному морскому пути.
Целью челюскинцев было пройти от Мурманска до Владивостока вдоль всего арктического побережья за одну навигацию, без зимовки, причем на судне неледокольного класса. Несмотря на то что пароход попал в ледовую ловушку и не дошел до конца запланированного маршрута (правда, совсем немного), основную задачу команда выполнила. Путь, о котором веками мечтали мореплаватели, оказался, при учете выявленных рисков, проходимым для грузовых судов. Домой челюскинцы вернулись триумфаторами, а их опыт помог исследовать Чукотское море, улучшить конструкцию судов и закрепить схему движения по Северному морскому пути.
Как обстоят дела сегодня?
Даже во время экспедиции маршруту придавали огромное значение, а за прошедшие 90 лет он стал важной артерией, которая связывает европейскую часть России, Ямал, Сибирь и восток континента. Грузоперевозки по маршруту растут, «Газпром» активный участник этой работы. Трассами Северного морского пути мы перевозим нефть Приразломного и Новопортовского месторождений. В 2012 году «Газпром» совершил первую в мире поставку сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути. А в 2023 году мы впервые перевезли так партию СПГ собственного производства: от Комплекса в районе КС «Портовая» в Ленинградской области до приемного терминала в Китае. Использование Северного морского пути существенно сокращает сроки доставки СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Когда-то подвиг челюскинцев и всех, кто их спас, открыл еще одну страницу в освоении Арктики. Новые вехи развития Северного морского пути — впереди!