«Страна Росатом». Магия ЭЛЬФа: чем уникален новый российский лазер
В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» завершается работа над лазерной установкой ЭЛЬФ. «Сказочная» аббревиатура — международная: по-русски — «экспериментальная лазерно-физическая установка», по-английски — experimental laser facility. Проект действительно мирового уровня. Побывав на площадке, наш обозреватель в этом убедился.
Как все начиналось
Первые разговоры о создании мощного лазерного комплекса в МИФИ начались почти полтора десятка лет назад, когда на московской площадке университета закладывали научный лабораторный корпус. Через пять лет оформилась идея проекта (см. справку).«Авторы и конструкторы ориентировались на организационную структуру и исследовательскую программу входящих в консорциум Laserlab Europe предприятий и на интересы работающих там ученых, — рассказывает директор Института лазерных и плазменных технологий МИФИ профессор Андрей Кузнецов. — Laserlab Europe объединяет свыше трех десятков ведущих организаций в области междисциплинарных исследований на основе лазеров в 18 странах и обеспечивает доступ к установкам исследователям из всех областей науки. В 2017 году, внимательно ознакомившись с проектом ЭЛЬФа, западноевропейские коллеги пообещали принять его в консорциум — конечно, после запуска. Это было важно: долгие годы наши фундаментальные и прикладные исследования с применением лазерного излучения высокой мощности — например, физика высокой плотности энергии и экстремального состояния вещества, экспериментальная лабораторная астрофизика — ориентировались на зарубежные лазерные установки. Сейчас ситуация кардинально изменилась: нас практически отрезали от исследовательской базы, и признанные во всем мире российские ученые лишились возможности экспериментально проверять теоретические модели и расчеты. Отсутствие доступных широкому кругу исследователей лазерных установок в России приводит к тому, что лазерщики ищут применение своим знаниям и умениям в других точках земного шара».
Запуск ЭЛЬФа затормозила пандемия. Но в то же время это позволило доработать концепт-дизайн, рассчитать конструкцию и уточнить технические параметры установки.
По принципу субмарины
Сейчас завершается подготовка помещений комплекса и монтаж системы климат-контроля — с мощными лазерами можно работать только в чистом помещении с соблюдением строгих требований к температуре, влажности и концентрации пыли в воздухе.
«В компоновке заложен принцип отсеков субмарины, — говорит Андрей Кузнецов. — Лазерный и экспериментальный залы соединены шлюзом. В первом располагается 24‑метровый лазер, во втором — мишенный зал с вакуумными камерами для исследуемого вещества. Первая полуторакубометровая камера готова: мы спроектировали и сделали ее при содействии Троицкого института инновационных и термоядерных исследований».
Полный материал читайте в «Стране Росатом». https://clck.ru/39bYrB