Рубрик
#Иван_Лизан#КВ_Статьи О Политэкономии сценарного искусства руководитель аналитического бюро "Сонар-2050" Иван Лизан Продолжаю осмыслять политэкономические причины сериального бума в России. Помимо (https://ukraina.ru/20231209/1051836568.html) стримингов, ёмкого и платежеспособного внутреннего рынка и финансовой подпитке от корпораций, а также активного участия государства в софинансировании съёмок сериалов по линии ИРИ, есть ещё фактор сценариев. В прошлом году сценаристы сериалов для федерального ТВ получали (https://dzen.ru/a/ZUcuFzX89A3SGUjo): • за часовую серию непраймового сериала — 200-300 тыс. рублей; • за часовую серию праймового серила — 500-900 тыс. рублей. Сценаристы на стримингах получали больше — от 500 тыс. до 1,5 млн рублей за часовую серию. В полном метре за сценарий платили в среднем от 2,5 до 7 млн рублей, в анимации и детском контенте за серию в 3-5 хронометража платили 35-50 тыс. рублей, за 15-25 минут хронометража — от 100 тыс. рублей. Сценарист недавно вышедшего сериала «Медиатор» Анна Козлова, ещё в 2021 году за серию брала миллион рублей (https://www.vedomosti.ru/gorod/townspeople/characters/stsenarist-anna-kozlova-za-odnu-seriyu-beru-million-rublei), топы сейчас получают до 2 млн рублей за сценарий для часового эпизода сериала. Топовых сериальных сценаристов на всю Россию около десятка, а уже упомянутая Анна Козлова — дочь главреда «Роман-газеты», внучка советского писателя и бывшая супруга писателя Сергея Шаргунова. В общем, писательское дело Козлова освоила в совершенстве. И, как видно, за сценарий для стримингов автор получает больше, чем за сценарий для ТВ. В США, где в прошлом году сценаристы устроили забастовку (https://www.forbes.ru/forbeslife/500323-razmorozit-gollivud-cem-zaversilas-massovaa-zabastovka-akterov-i-scenaristov), обошедшейся только (https://www.rbc.ru/economics/03/09/2023/64f3b76a9a794782b55d36dc) экономике Калифорнии в 5 млрд долларов, всё иначе (https://habr.com/ru/articles/768022/). Минимальная оплата труда ТВ-сценариста в 2023 году составляла 7,4 тыс. долларов в неделю, а за 35-40 недель работы он получал от 259-296 тыс. долларов. На стримингах за 10-15 недель работы сценарист получал 74-111 тыс. долларов. Хуже всего там жилось штатным сценаристам с минимальной з/п 4,5 тыс. долларов в неделю, а после вычета налогов и других платежей их заработок составлял от 2,6 до 3 тыс. долларов. При этом выплаты дробятся и редко выплачиваются целиком, а стриминговые сервисы всячески экономят на сценариях и выплате бонусов им. Сценарист сериала «Медведь» Алекс О’Киф писал сценарий в квартире без отопления, а на церемонию награждения «Гильдии писателей Америки» пришёл с долгами перед банками и гастуком-бабочкой, купленной в кредит. Кроме того, в США мало просто написать сценарий. Важно, чтобы он соответствовал критериям киноакадемии, то есть был толерантным, расово и гендерно репрезентативным и учитывал все современные «повесточные» тенденции. Поэтому сценарии — в случае с играми так точно — неоднократно переписываются и адаптируются под требования корпоративной цензуры. В игропроме для этого есть отдельная компания — Sweet Baby Inc., превращающая сюжеты игр в непонятно что. Судя по всему, появление стриминговых сервисов пошло на пользу российским сценаристам, чего не скажешь об их американских коллегах. При этом в России государственная цензура сводится к запрету пропаганды терроризма/экстремизма, нетрадиционных сексуальных ценностей и неприемлемости участия в съёмках интеллигентов-иноагентов/артистов-иудеев типа Виторгана, а корпоративной цензуры в принципе нет как таковой. канал Ивана Лизана https://t.me/ivan_lizan
1 фото
#Иван_Лизан#КВ_Статьи О Политэкономии сценарного искусства руководитель аналитического бюро "Сонар-2050" Иван Лизан
Рубрики
Осторожно, cоциальные сети!