#Иван_Лизан#КВ_Статьи
Как «эффективные» менеджеры Boeing угробили. Об этом - Иван Лизан, руководитель аналитического бюро "Сонар-2050".
Пропустил вышедшее на Financial Times в начале февраля интервью главы крупнейшей в мире авиакомпании Emirates Тима Кларка о проблемах авиакомпании Boeing. FT можно читать только по подписке, но интервью разобрали на цитаты.
Emirates — крупнейший заказчик Boeing и только в ноябре 2023 года она заказала 95 широкофюзеляжных самолётов Boeing 777 и 787 на сумму 52 млрд долларов.
А чтобы Boeing не накосячила, Emirates отправила своих инженеров на завод Boeing в Южную Каролину и завод Spirit AeroSystems — поставщика Boeing.
Причины падения — реального и фигурального — Boeing сводятся к примату менеджеров над инженерами. Пока менеджеры в корпорации вырастали из инженеров, проходя все этапы производства, корпорацией руководили люди, понимающие, на чём можно экономить, а на чём нельзя. Но постепенно их заместили классические «эффективные» менеджеры, для которых важнейшей задачей стало обеспечение финансовых показателей корпорации — неуклонного роста капитализации — и выплаты щедрых дивидендов, от которых зависят зарплата и премии менеджеров.
А чтобы цифры в финансовых отчётах были как можно красивее, «эффективные» менеджеры включили режим экономии.
• Часть производства Boeing передала на аутсорс, что обернулось потерей компетенций в проектировании и производстве.
• Сборку Boeing 787 для экономии перенесли в Южную Каролину, где не было профсоюзной ячейки, а сообщения о нарушениях при сборке самолётов просто игнорировали.
• ПО для самолётов разрабатывали индийские студенты — им платили 9 долларов в час.
• В ковидный кризис менеджеры уволили инженеров и рабочих, которых затем не удалось вернуть обратно на производство.
Сэкономить действительно получилось. С 2013-2019 годы компания тратила деньги не на разработку самолётов, а на выплату дивидендов и обратный выкуп своих акций. Потратили на эти цели в итоге больше денег, чем было получено прибыли, вогнав корпорацию в долги, ожидая прибыль.
В итоге культуру безопасности в корпорации заменили (https://habr.com/ru/articles/501256/) культурой финансового фетишизма, убив сотни человек и превратив гиганта мирового авиастроения (у Boeing c Airbus дуополия в сегменте широкофюзеляжных авиалайнеров) в посмешище и предмет изысканий следователей с учёными.
Вот только проблема не только и не столько в Boeing: «эффективные» постиндустриальные менеджеры доведут до коллапса ещё с добрый десяток американских корпораций. И судя по тому, что американский авиарегулятор — FAA — допустил этот бардак, США руководят точно такие же «эффективные» менеджеры.
канал Ивана Лизана https://t.me/ivan_lizan
- Рубрики
- Осторожно, cоциальные сети!